анализ рэкетных чувств аутентичные чувства аутентичные чувства в трансактном анализе рэкетные чувства рэкетные чувства в психологии рэкетные чувства в транзактном анализе теория рэкетных чувств

Все мы испытываем чувства. Но редко задумываемся о “качестве” этих чувств и приведет ли это нас с решению, к желаемому результату. Это первичные или вторичные чувства? Это истинные или перенятые? Это аутентичное или рэкетное чувство?
Давайте поговорим о последних двух.
Это классификация из Трансактного анализа. И вот ключевые различия.

Аутентичные чувства — настоящие, истинные и адекватны происходящему моменту чувства. Даже маленький ребенок может испытывать такие чувства.

Существует 4 основных аутентичных чувства:
1. Счастье — возникает в ответ на позитивные события или воспоминания, связано с чувством благополучия и удовлетворения.
2. Страх/удивление — реакция на угрозу, которая может вызвать ступор или желание убежать.
3. Печаль — возникает при потере и способствует завершению ситуации.
4. Гнев/отвращение — реакция на препятствие, которое мешает достижению цели, и побуждает к активным действиям.

Аутентичные чувства — настоящие, истинные и адекватны происходящему моменту чувства. Даже маленький ребенок может испытывать такие чувства.

Существует 4 основных аутентичных чувства:
1. Счастье — возникает в ответ на позитивные события или воспоминания, связано с чувством благополучия и удовлетворения.
2. Страх/удивление — реакция на угрозу, которая может вызвать ступор или желание убежать.
3. Печаль — возникает при потере и способствует завершению ситуации.
4. Гнев/отвращение — реакция на препятствие, которое мешает достижению цели, и побуждает к активным действиям.

Рэкетные чувства (от англ. Racket) — замещающие чувства, которые подменяют собой настоящие истинные аутентичные чувства, потребности, переживания. Эти чувства взяты из модели родителей или поощрялись ими, в то время как другие не поощрялись и запрещались.
Рэкетные чувства возникают как результат обучения нас нашими родителями и часто используются потом для манипуляций окружающими и для избегания конфликтов.

Рэкетных чувств бесконечное множество, например: обида, тревожность, ревность, смущение, вина, отчаяние, депрессия, чувство равнодушия, беспомощности, растерянность, чувство фрустрации, непонимания и т. д.

Родители неосознанно обучают своих детей замещать аутентичные чувства рэкетными. Так учили их их родители, так делают в других семьях, и этот механизм работает бессознательно.

Например, мальчикам часто дают послания: "Мужчины не ноют! Лучше разозлись и сделай!" Что мы видим? Чувство печали замещается Гневом. И у этого мальчика в будущем разовьется рэкетный гнев. Повзрослев, вместо печали и горевания он будет испытывать гнев и не сможет прожить боль, застрянет в этом процессе.

С девочками, чаще, все наоборот. Им запрещают злиться там, где гнев - аутентичное и естественное чувство. Девочки часто слышат: "Ты же девочка! Хорошие девочки не злятся!". И вырастают девочки, не умеющие выражать свою злость и защищать свои границы.
Академия Системной Терапии ICE
Академия Системной Терапии ICE

Аутентичные и Рэкетные чувства

Сейчас на связи

анализ рэкетных чувств аутентичные чувства аутентичные чувства в трансактном анализе рэкетные чувства рэкетные чувства в психологии рэкетные чувства в транзактном анализе теория рэкетных чувств